ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, СПЕШИМ ПРЕДСТАВИТЬ ВАМ ШОРТ-ЛИСТ, КОТОРЫЙ НА СЕЙ РАЗ СОСТОИТ
ИЗ 106 ОТОБРАННЫХ РАБОТ
Московский международный фестиваль комиксов
Комиксы, какими мы привыкли их видеть сегодня, вошли в нашу жизнь ближе к концу восьмидесятых годов двадцатого столетия. Именно тогда в нашей стране комикс начал формироваться как самостоятельный вид искусства. Но действительно ли комикс появился так недавно? Пришло время заглянуть в прошлое и вспомнить, как зародилась традиция историй в картинках.

В этой книге представлена лента развития комикса от истоков и до наших дней.
Способ передавать информацию методом сочетания последовательных изображений и текста уходит корнями в далёкое прошлое.

Прародителями современного комикса, берущими начало в допетровскую эпоху, исследователи называют житийную икону, рукописные исторические летописи и лубок.
Житийная икона — икона, в центре которой изображен святой, а на полях в отдельных композициях (клеймах) расположены сюжеты из его жизни.

Иконы с клеймами довольно большие по размеру, ведь изображения на полях должны легко читаться. Сюжеты расположены в хронологическом порядке, поэтому икону нужно читать по строкам, как книгу: сверху вниз и слева направо.

Житийная икона имеет особенность быть вневременной, показывая на клеймах жизнь святого во времени, а также чудеса, произошедшие после его смерти, то есть открывает саму сущность всей жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности. Таким образом, святой, написанный в среднике, изображён как победитель, преодолевший жизненное испытание и прославившийся, а клейма окружают его венком славы.
Житийная икона
Итак, смотря на житийную икону, мы видим всю жизнь святого целиком от рождения и до смерти — в один момент. Эта важная особенность восприятия времени в комиксе сохранилась и по сей день. На комиксном развороте мы воспринимаем одновременно настоящее, прошлое и будущее.
Эта огромная рукописная книга была создана в XVI веке по приказу русского царя Ивана Грозного в единственном экземпляре для обучения царских детей.
Слово «лицевой» в названии свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».

Книга состоит из 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, которые украшены более чем 16 тысячами миниатюр. Подобного летописного собрания с таким огромным количеством высокохудожественных иллюстраций не создавала ни одна цивилизация человечества.
Царь-книга
Лицевой летописный свод
Свод охватывает период от сотворения мира до 1567 года. Все времена и все народы, имевшие письменность, отражены в десятках книг этого собрания. Это самая монументальная история, когда-либо изложенная в картинках, из всех существующих.
1568 – 1576
Судьба самого русского царя и его детей сложилась трагически. Лицевой летописный свод царевичам не пригодился, однако стал бесценным сокровищем для потомков, пережив многие столетия и дойдя до наших дней.

Свод интересен ещё с той точки зрения, что был создан в эпоху начала книгопечатания и как бы подводит итог времени рукописной книги.
Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге, а затем раскрашенного вручную оттиска.

Термин «лубок» имеет славянское происхождение: «лубом» на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.
Лубок
В конце XVII века лубок попал под опалу и подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками листки. Единственной разрешённой формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году, был введён запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.

Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество кустарных мастеров, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения.
XVI – XIX век
В 1692—1696 годах Василий Корень печатает Библию в картинах, аналогичную западной «Библии для бедняков». Она включает серию раскрашенных гравюр с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса.

Из-за наличия неканонических изображений Бога (Господь был изображён слишком молодым и безбородым) около тысячи экземпляров тиража Библии Кореня были изъяты и уничтожены. Чудом уцелел только один экземпляр.

Библия Василия Кореня — попытка объединить в себе сакральное содержание и стилистику лубка.

По мнению А. Г. Сакович, автора фундаментального исследования Библии Кореня: «…В ней нет ни мелочного интереса к земной суете западных исторических библий, ни восторженного чувства космоса Илии или Прокопия, ни трагического мироощущения Дюрера. Библия Кореня — искусство светлое, эпическое, монументальное и декоративное. Это сказка, которая преображает мир».
Библия Василия Кореня
1692 – 1696
Во времена войны 1812 года возникают и пользуются большой популярностью летучие листки, воспевающие подвиги людей из простонародья и высмеивающие врага.

В 40-е годы Владимир Даль и художник-любитель Андрей Сапожников соединяют графику и литературу в альбоме «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета».

Вторая половина XIX века — период расцвета детских и юмористических журналов, на страницах которых часто можно встретить рисованные истории.

В конце века художник Иван Билибин создает иллюстрации к русским сказкам, которые во многом предвосхищают комиксные приёмы.
Во время Отечественной войны 1812 года так называемые летучие листки становятся частью официальной пропаганды. Сатирические карикатурные листки политического содержания высмеивают французов и поднимают боевой дух населения.

Главные темы летучих листков — торжество русских крестьян и позорное бегство некогда непобедимой французской армии.

Средств для агитации и контрпропаганды в те годы имелось мало. Газеты и журналы оставались элитарным развлечением. Люди получали сведения о политическом курсе державы только на церковной проповеди или из таких картинок.

Художественная традиция, заложенная летучими листками, не умирает. Свидетельство тому — работа художников в годы Великой Отечественной войны: плакаты, листовки, газетные карикатуры, которые стали важным явлением в истории военного и агитационного противостояния.

Летучие листки
1812
В конце 1842 г. Владимир Даль сообщает в письме другу: «Мы вдвоём с Андреем Петровичем Сапожниковым готовим шутку: он сделал наперёд 50 картин, на меди, превосходно очерченных, мастерская работа — величиной больше почтового полулиста; а я после написал к ним пояснение в роде повести: похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета: жизнь мнимого художника, музыканта, который невпопад пустился в Гении. Издание стоит дорого; картины превосходны — не знаю как пойдёт».

Эта книга не является комиксом в чистом виде, но это, вероятно, первое русское литературное произведение, где текст и иллюстрации неразрывно связаны.
Похождения Христиана Христиановича
Виольдамура и его Аршета
1844
Вторая половина XIX века — расцвет сатирической прессы в России. Один из примеров — юмористический журнал «Гудок», который выходил в Санкт-Петербурге с начала 1862 года. Журнал имел до 4000 подписчиков. В объявлении о подписке редакция заявляла: «Мы верим в смех и в сатиру не во имя „искусства для искусства“, но во имя жизни и нашего общего развития — одним словом, мы верим в смех как в гражданскую силу». Многие из разворотов журнала выглядят как полновесные комиксы.

Продолжают пользоваться популярностью и лубки. Крупнейший производитель и распространитель печатного лубка Иван Сытин выпускает ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания. Простовиков, то есть самых дешёвых картинок стоимостью в ½ копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.
Конец XIX века
XX век — эпоха мировых войн и революций, бурного прогресса в сферах науки и техники,
а также кардинальных перемен в мире искусства. Отражая дух своего времени, рисованные истории служат для агитации и пропаганды в моменты общественных потрясений, а в мирные периоды — для развлечения и образования.

В СССР важнейшим из искусств признаётся кино и все средства пускаются на его развитие. Комиксы находятся под неформальным запретом — как элемент буржуазной массовой культуры. Несмотря на это, рисованные истории в том или ином виде присутствуют в жизни советских граждан.
В разное время детские журналы «ЕЖ», «ЧИЖ», «Мурзилка» регулярно обращаются к рисованным историям. «Сверчок» (1937) и «Весёлые картинки» (под редакцией Ивана Семёнова 1956−1972) почти на две трети состоят из комиксов.

Изредка появляются комиксы и в «Пионерской правде», а также в журнале «Костёр».

Главный сатирический журнал страны «Крокодил» печатает на своих страницах карикатуры, состоящие из нескольких последовательных картинок.

После падения железного занавеса поток западной массовой культуры хлынул на территорию Советского Союза. Возникают первые комикс-студии, среди которых: «КОМ», «Тема», «Велес-ВА», «Муха». С этого момента можно говорить о зарождении современной комикс-культуры в России. Комиксы начинают развиваться как самостоятельный вид искусства.
После революции 1905 года в России начинают выходить сотни юмористических и сатирических журналов. Значительная часть из них была закрыта на пятом-шестом номере, или даже на первом.
Первого апреля 1908 года в Петербурге выходит первый номер журнала «Сатирикон». На страницах издания часто можно было встретить истории в рисунках, сильно напоминающие современные комиксы. Журнал просуществовал до 1914 года и стал значительным явлением в истории русской юмористики.
Дореволюционный период
Вожди революции понимали, что лучший способ воздействия на безграмотный народ — яркие картинки. Поэтому во время гражданской войны возникают «Окна РОСТА» — серия агитационных плакатов, состоящих из одного или нескольких графических изображений, где была показана разница жизни при буржуях и при диктатуре пролетариата. К плакатам прилагались надписи, нередко в стихотворной форме, комментирующие действие на картинках.

«Окна РОСТА» стали специфическим этапом развития рисованных историй. Над «Окнами» работали такие известные личности, как Владимир Маяковский, Дмитрий Моор, Иван Малютин и многие другие.

Первое «Окно РОСТА» появилось в октябре 1919 года, за авторством художника Михаила Черемных. Именно тогда родились запоминающиеся образы-архетипы красноармейца, рабочего, крестьянина, буржуя, разгильдяя. В плакатах всё держалось на контрастах цветов, например, красного и чёрного, на простоте рисунка в виде рубленых схематичных фигур, выразительности силуэтов, на запоминающихся лозунгах-речёвках.

«Окна РОСТА» создавались по трафарету, а затем выставлялись в витринах пустующих гастрономических магазинов. В своих воспоминаниях В. Б. Шкловский утверждает, что «„Окна РОСТА“ правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины».
Окна сатиры РОСТА
1919 – 1921
В отличие от экспрессии агитационных плакатов эпохи революции, стилистика рисунков в двадцатые годы сильно изменяется. Начинает развиваться детская литература. Появляются периодические издания, на страницах которых часто находится место историям в картинках. Возникают журналы «ЕЖ» («Ежемесячный журнал») и «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал»).

В 1937 году в Ленинграде выходит детский юмористический цветной журнал «Сверчок», целиком состоящий из рисованных историй.

Историк и исследователь комиксов Михаил Заславский предлагает считать днём рождения российского комикса 6 декабря 1936 года — момент подписания в печать первого номера этого журнала.
Предвоенный период
«Сверчок» объединил вокруг себя многих известных детских писателей и иллюстраторов. Однако был закрыт через пять номеров, а главного редактора Николая Олейникова и ведущего художника Бронислава Малаховского осудили по вымышленным обвинениям в шпионаже и расстреляли.

В 1937 году издаются «Рассказы в картинках» Николая Радлова. В последующие годы книга выходила в СССР большими тиражами в альбомных форматах и как книжка-малютка. В 1938 году «Рассказы в картинках» были изданы в Нью-Йорке и получили вторую премию на Международном конкурсе детской книги в США. Рассказы вошли в список лучших книг года в детском журнале The Horn Book Magazine. В годы Великой Отечественной войны отдельные рисунки из сборника печатались на листовках.
Истории в картинках выходили в Советском Союзе не только на бумаге. Задолго до появления первых домашних кинотеатров многие дети по вечерам смотрели диафильмы. Их идея проста — на обычной киноплёнке в несколько десятков кадров умещалась целая история.

Под каждым кадром-рисунком располагался текст с диалогами и описанием действий героев. Плёнки смотрели через специальный проектор, называемый в народе фильмоскопом.

Изображение проецировалось на гладкую поверхность (обычная белая стена, дверь или простыня). Ребёнок смотрел на картинку, читал под ней текст, а после перемещал плёнку до следующего кадра.
Диафильмы
1930 – 1990
Евфросиния Антоновна Керсновская (1907 — 1994) — бессарабская помещица, русская писательница и художница, заключенная ГУЛага, высланная из Бессарабии на поселения и принудительные работы в Сибирь в 1941 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей. В рисунках Керсновской изображена чудовищная жизнь людей, заключенных в ГУЛаг. Нарисовано так, как не сможет передать ни одна фотография.
Рисунки
Ефрасиньи Керсновской
Великая Отечественная война вносит серьёзные коррективы в процесс развития советского комикса: он вновь становится явно политизированным, только теперь мишень для художников — фашистские лидеры и солдаты немецкой армии.

Военные плакаты называются «Окнами ТАСС», они появляются на улицах Москвы уже 27 июня 1941 года. Зачинателем движения выступили художники Павел Соколов-Скаля и Николай Денисовский. За время существования «Окон ТАСС» было выпущено около 1500 плакатов.

Изображения печатались вручную, в несколько красок с помощью трафаретов. Плакатные мастерские, подобные «Окнам ТАСС», возникают в разных городах Советского Союза, в воинских частях, на заводах.
Окна ТАСС
1941 – 1945
На страницах «Литературной газеты» в статье «Растление детских душ» известный детский писатель Корней Чуковский обрушивается с сокрушительной критикой на персонажей американских комиксов:

«…В этих журналах только и делают, что режут, кромсают, расстреливают, душат, отравляют, калечат и топят людей, сбрасывают их на всем ходу с поездов, с самолётов, или тащат в тюрьму, на электрический стул».

Разгромная статья Чуковского так красочно описывала будни супергероев, что, по ироничному замечанию Михаила Заславского, стала для советских читателей первым основательным источником информации о жанре супергеройского комикса.
«Растление детских душ»
1948
В послевоенное время жизнь входит в мирное русло — постепенно изменяется тематика и идейное содержание советских комиксов.

В 1952 году бывший мультипликатор Владимир Сутеев выпускает первую книгу своих сказок, представляющую собой рассказы в рисунках с небольшими подписями. На сей раз Чуковский приветствовал её появление рецензией в "Литературной газете". В дальнейшем Сутеев адаптирует для советского читателя приключения известного персонажа французских комиксов — Пифа.

В сентябре 1956 года выходит первый номер журнала «Весёлые картинки».

Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала карикатуристу журнала «Крокодил» Ивану Семёнову. Он становится первым редактором издания и вместе с художником Виталием Стацинским создает рубрику «Клуб Весёлых человечков». В команду весёлых человечков входят Карандаш, Самоделкин, Петрушка, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Дюймовочка и Гурвинек.

Название «Весёлые картинки» появилось летом 1955 года, когда Семёнов поехал за город проведать сына Володю. Мальчик что-то старательно вырисовывал в своём альбоме. «Что там?" — заинтересовался отец. «Картинки про то, как мы здесь живём!" — «А какие картинки?" — «Весёлые!" — воскликнул сын. Семёнов придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала, — Карандаша.

Тогда же начинается публикация комикса «Необыкновенные приключения Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука» художника Ивана Семёнова и писателя Юрия Постникова.

В 1966 году журнал «Костёр» публикует комикс Юрия Лобачёва «Ураган приходит на помощь», однако полностью напечатать его не удаётся. Ленинградский обком приказывает «прекратить это безобразие».

В течение 1967 года в журнале «Пионер» выходит комикс «Смехотрон и Полиглот попадают в переплёт».
Юмор и приключения
1952 – 1987
Пиф — персонаж французских комиксов, появился в 1945 году. Его придумал и создал художник Хосе Кабреро Арналь в газете «Юманите» французской коммунистической партии. В 1960-х — 1970-х годах в Москве, в книжном магазине на улице Веснина, в отделе зарубежных изданий можно было приобрести новые номера французского журнала с одноимённым названием". Большинство российских художников-комиксистов, чьё детство пришлось на этот период, выросли на этом журнале.
Падение железного занавеса, пришедшееся на конец 1980-х годов, спровоцировало небывалый всплеск интереса советских людей к западной массовой культуре. В страну проникают западные приключенческие комиксы, отечественные авторы получают возможность издавать свои работы.

В 1988 году при газете «Вечерняя Москва» организована комикс-студия «КОМ». Каждый четверг в газете публикуются работы студийцев, а на встречах обсуждаются комиксы, изучаются раритетные издания, планируются новые проекты. В 1990 году студия издаёт 4 сборника, среди которых: «Прорыв», «Некрополис», «Компания», «КОМпозиция». Участники студии: Аскольд Акишин, Михаил Заславский, Алексей Капнинский, Георгий Свиридов, Алексей Иорш, Евгений Жигунов (впоследствии уехавший в Бельгию и ставший автором популярной шпионской серии «Альфа»), Константин Яворский, Илья Воронин, Илья Савченков и другие.
Перестроечный прорыв
1988 – 1990
Студия «Тема» издаёт «Приключения капитана Донки» Владимира Сакова и «Экипаж» Алексея Лукьянченкова (через 20 лет в ноябре 2012 года комикс «Приключения капитана Донки» переиздается анимационной студией «Toonbox»).

В журнале «Семья» начинается публикация цикла комиксов «Кешка» Андрея и Натальи Снегирёвых, самого «долгоиграющего» детского сериала, существующего и поныне.
Художник Леонид Тишков запускает проект «Даблоиды» на стыке комикса и современного искусства.

В начале 90-х издательство «Прогресс» выпускает ряд исторических комиксов: «Первые русские князья» Алексея Капнинского, «Георгий Жуков» Аскольда Акишина, «Пётр Великий» Игоря Вышинского и Бориса Караджева.

В 1992 — 1993 годах Аскольдом Акишиным и Михаилом Заславским создаётся графическая адаптация «Мастера и Маргариты» (изданная сперва во Франции, а в 2020 году в России).

В 1991 — 1995 годах комикс-студия «Муха» выпускает 20 сборников комиксов с одноимённым названием.

В 1992 году в издательстве «Театр» выходит «Война со снеговиками» Игоря Колгарёва.
Лихие 90-е
Объединение ветеранов афганской войны «Велес-ВА» из Екатеринбурга в 1992 — 1995 годы издаёт журнал «Велес» с патриотическими комиксами на темы афганской войны, славянской мифологии, истории России и фантастики. Всего вышло семь номеров.

В декабре 1998 выходит первый выпуск «Великолепных приключений».

Наконец, в 1999 году художник Андрей Аёшин открывает интернет-сайт «Комиксолёт» — большую электронную библиотеку отечественных комиксов, форум которой становится одной из основных площадок общения комиксистов. Обозначается новая веха в развитии комикс-культуры.
Расширение интернета изменяет расстановку сил: теперь каждый автор может представить свои комиксы публике. Появляется формат веб-комиксов, неограниченный размерами печатной книги.

Энтузиасты-«сканлейтеры» переводят зарубежные комиксы и выкладывают в сети. Это нарушает авторские права, но порой является единственным способом ознакомиться с классикой.
Желание художников общаться и продвигать свои работы приводит к созданию фестивалей, а затем комикс-клубов. В Москве появляется фестиваль «КомМиссия» а затем «Бумфест» в Санкт-Петербурге. В Россию приходит большой фестиваль игр и развлечений Comic-Con.

Наконец, в России появляются издательства, профессионально специализирующиеся на комиксах. На русском языке выходят классические рисованные истории, публикуются отечественные авторы.

Комиксы признаются полноценной графической литературой и занимают своё место в библиотеках России.

В Южной Корее проходит выставка «RING NOVA. Россия в рисованных историях и анимации», организованная при содействии РГБМ.

Начиная с середины второго десятилетия формируется новое поколение самобытных авторов.
XXI век – становление комикс-индустрии
При полном отсутствии рынка комиксов единственной возможностью для художников представить свои работы читателям оффлайн становятся фестивали.

В 2002 году художник Хихус и Наташа Монастырева решают устроить первую общую комиксную выставку в "Зверевском центре современного искусства" и назвать её "КомМиссия". Изначально планировалось только одно мероприятие, но вскоре проект превращается в крупное ежегодное событие, существующее до сих пор.

В 2007 году в Санкт-Петербурге Дмитрий Яковлев организовывает фестиваль «Бумфест», посвященный авторским рисованным историям. Каждый сентябрь, вплоть до 2019 года, в город на Неве съезжаются авторы комиксов со всего мира.

В 2014 году в Россию приходит Comic-Con Russia — крупнейший международный фестиваль индустрии игр и развлечений; по статистике, его посещает более ста семидесяти тысяч человек.
Фестивали
Московская студия "Bigant Comics" в 2001 – 2003 гг. подготовила несколько выпусков юмористического фантастического сериала "Z Index".

С 2003 по 2009 год студия «Люди Мёртвой рыбы» самиздатом издаёт 7 выпусков «Аль'Манаха рисованных историй».

Издательство «Эдванс-Пресс» в 2004 – 2008 выпускает журналы комиксов «Ну, погоди!», продолжающие сюжеты популярного мультипликационного сериала. Главный редактор журнала — Михаил Заславский.

Благодаря издателю Нитусову на свет появляется три отечественных проекта: «Сайт-о-Полис» Константина Комардина, «Тайна белой волчицы» Сергея Гавриша, «Лешики» Сергея Курченко и Ольги Козловской.

Сюжет комикса предвосхитил события грядущей мировой пандемии 2020 года. Комикс повествует о попытках рептилоидов-жабычей установить мировое господство над Землёй для этого создается лаборатория по производству комаров-киборгов, которые с помощью укуса вакцинируют людей и превращают их в зомби. Людские ресурсы затем используются рептилоидами в нечеловеческих целях по захвату планеты.
Издания нулевых
Фестивали — это, конечно, хорошо, но они проходят только раз в год. Художники хотят встречаться чаще. В 2008 году художник Алим Велитов и переводчик Михаил Хачатуров организуют первый в Москве Клуб любителей комиксов.

На встречах проходят лекции о золотой классике франко-бельгийского комикса, презентации проектов, практические мастер-классы и прочие активности, например, «Бюро графического перевода», когда художники рисуют импровизации на заданные темы под живую музыку.
Комикс клубы
Развитие интернета породило новый формат — веб-комиксы. Отсутствие привязки к бумаге позволяет использовать в них приёмы, невозможные в обычных печатных  изданиях.

С 2008 года начинает работу централизованный портал «Авторский комикс» — самый крупный сайт российских веб-комиксов.
Веб-комиксы
«Бесконечная шутка» рассказывает про героев анекдота: русского, немца и француза, высадившихся на острове. Они вдруг осознают, что застряли в анекдоте, и пытаются выбраться из него — через огромный рот, который и рассказывает историю.
С появлением профессиональных издательств наконец стало можно говорить о зарождении комикс-индустрии. На сегодняшний день комиксы издают около трёх десятков специализированных издательств, среди них: «Бумкнига», «Zangavar, «МИФ-комиксы», «Комильфо», «Комикс Паблишер», «КомФедерация», «Фабрика комиксов», «Jellyfish jam», «Истари-Комикс», «Alt Graph» и другие.

На русском языке выходят самые известные зарубежные графические романы. Издаются книги Аскольда Акишина, Олега Тищенкова, Лены Ужиновой, Александра Ерёмина и других.

Возникают специализированные магазины комиксов.
Издательства
Аскольд Акишин — пионер российского комикса, участник московской студии «КОМ». Его творчество охватывает все периоды развития современного комикса. Комиксы Аскольд успел поработать практически во всех жанрах: историческом, военном, приключенческом, детском, сверхгероическом, документальном, хорроре, детективе, андерграунде. Он работал над адаптациями Булгакова, Лавкрафта, Брэдбери. Его произведения издаются в России и за рубежом.
Аскольд
В 2010 году на базе Российской государственной библиотеки для молодежи создается первый в России Центр комиксов и визуальной культуры, руководителем которого становится Александр Кунин.

Изотекст-2011: Статьи и комиксы. Аналитический иллюстрированный сборник по вопросам отечественного и зарубежного комикса. Издание Центра комиксов и визуальной культуры. Издавался с 2010-го по 2015
Комикс-центр
В 2011 году издательский дом "Bubble Comics" под руководством Артёма Габрелянова запускает линейку персонажей: Инок, Красная Фурия, Майор Гром, Бесобой.

"Bubble" уверенно занимают нишу коммерческого супергеройского комикса. С октября 2014 года "Bubble" открывает ещё две серии комиксов — «Экслибриум» и «Метеора».

В 2017 году публике представлена киноадаптация «Майора Грома». За первые сутки видеоролик на YouTube набирает более 1,7 миллиона просмотров.

В апреле 2021 года выходит полнометражный фильм «Майор Гром». Фильм получает положительные отзывы критиков, как удачная попытка совместить супергероику и российские реалии.
Bubble Comics
Начиная со второго десятилетия комиксы признаются полноценной графической литературой и занимают достойное место в библиотеках России.
Комиксы в библиотеках России
В 2019 году РГБМ проводит уникальный молодёжный проект «Комикс-марафон». В Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Сыктывкаре, Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде проходят недельные комикс-интенсивы для профессиональных комиксистов и молодых людей, увлечённых комиксами, мангой и рисованными историями. Результатом этой масштабной активности становится коллективный комикс «Воронки времени».
В мае 2019 года в столице Южной Корее, Сеуле, открывается выставка "RING NOVA". Россия в рисованных историях и анимации», совместный проект Российской государственной библиотеки для молодёжи (Москва) и Национальной библиотеки для детей и молодёжи Южной Кореи (Сеул). Впервые корейской публике представлены наиболее яркие и интересные персонажи российских комиксов и мультфильмов.
RING NOVA
Россия в рисованных историях и анимации
Во втором десятилетии появляется новое поколение авторов. Все они совершенно разные, яркие и самобытные; среди них: Ольга Лаврентьева, Максим Шараев, Алексей Трошин, Юля Никитина, Даня Удобный, Женя Киямов, Виталий Терлецкий и многие, многие другие.

Дмитрий Лященко обобщает опыт двухсот лучших комиксистов России: он проанализировал состояние индустрии, подготовил лайфхаки для создателей графических романов и изложил информацию в книге «Как выжить в индустрии комикса. Советы от профессионалов» и «Азбука комиксиста».
Новая волна русского комикса
Виталий Терлецкий, Артем Бизяев «Продукты 24». «Комильфо», 2015. Тот самый комикс про робота из ларьков, который дерётся с монстром из панельных домов в России начала девяностых. Постперестроечная кайдзю-меха-драма.
Алексей Трошин «Диптих». Jellyfish Jam, 2017. Комикс, посвящённый Первой мировой войне. По версии сайта godliteratury.ru «Диптих» вошёл в список пяти, изданных на русском языке комиксов, обязательных к прочтению. Наряду с «Маусом» Арта Шпишельмана, «Стигматами» Лоренцо Маттотти и «Однасторией» Джиппи.
Юля Никитина «Полуночная земля». «Бумкнига», 2017. Опыт комикс-автобиографии. Из аннотации: локальная и очень личная история про детство, проведённое в угрюмом постсоветском Салехарде, и прощание с родным городом оказывается универсальной историей о родине, семье, поиске и северном сиянии, которое каждый носит в себе.
Ольга Лаврентьева «Сурвило». «Бумкнига», 2019. Графический роман о женщине, которая пережила сталинские репрессии и блокаду Ленинграда. На языке комикса стало возможным говорить о самых сложных и трагических темах истории России.
В 2019 году Музей истории ГУЛАГа выпустил сборник комиксов о воспоминаниях жертв советских лагерей «Вы-Жившие». Цель издания — рассказать о репрессиях молодому поколению.
В последнее десятилетие в России происходит самая настоящая комикс-революция. Книжные магазины заполнились историями о супергероях, европейскими графическими романами и японской мангой.
А что же в нашей стране? Книга предлагает проследить как развивалась традиция рассказывать истории при помощи изображений от самых ранних форм, таких, как житийная икона и лубок до комиксов, которые рисуют наши современники.





Материал будет интересен всем, кто любит рисовать и читать комиксы.
Алим Велитов — художник комиксов, директор московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия».
Синопсис
© МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КОМИКСОВ «КОММИССИЯ», 2002 — 2022

© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи»

Дизайн: Воронкова Анастасия и Демьянова Мария
© 2022 КомМиссия
Copyright
© МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КОМИКСОВ «КОММИССИЯ», 2002–2022

© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи»

Почта
kommissia@rgub.ru

Дизайн
Веб-дизайн: Юлия Машкова
Иллюстрации: Ольга Марковская
Лого фестиваля: Наталья Кондратюк