ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, СПЕШИМ ПРЕДСТАВИТЬ ВАМ ШОРТ-ЛИСТ, КОТОРЫЙ НА СЕЙ РАЗ СОСТОИТ
ИЗ 106 ОТОБРАННЫХ РАБОТ
Московский международный фестиваль комиксов
Во время Второй мировой войны немцы быстро ликвидировали независимую польскую прессу. Её заменили издания пропагандистского характера. Сотрудничество с ними считалось коллаборационизмом. Комиксы в них появлялись эпизодически.
Среди самых интересных комиксов, издававшихся на польском языке за рубежом, были: Приключения Валентина Помпки (Przygody Walentego Pompki) в еженедельнике «Поддержка - Польша Сражающаяся в Америке» ("Odsiecz - Polska Walcząca w Ameryce") в 1941-1942 гг., авторства Марьяна Валентиновича и Рышарда Керсновского (под псевдонимом Ryszard Pobóg), а также Приключения Кубы Лазика (Przygody Kuby Łazika) в приложении к «Дневнику Солдата АПВ» ("Dziennik Żołnierza APW") 1943 г., авторства Влодзимежа Кованьки и Ежи Ласковского.
В первые послевоенные годы комиксы продолжали публиковаться в польской периодике. В числе других изданий выходило продолжение «Мира Приключений» ("Świat Przygód"). В 1946-1947 гг. оно печаталось под названием «Новый Мир Приключений» ("Nowy Świat Przygód"), позже в 1947-1949 гг. вновь как «Мир Приключений» ("Świat Przygód"), а затем было объединено с харцерским двухнедельником «На Тропе» ("Na Tropie"). Результатом этого слияния стал „Мир Молодых" ("Świat Młodych"), выходивший в 1949-1993 гг. Ситуация изменилась на рубеже 40-х и 50-х годов, когда правящая коммунистическая партия Польши, контролируемая СССР, начала процесс преобразования культуры по советскому образцу. В СМИ появились нападки на американскую и западноевропейскую политику, их образ жизни и культуру. Одним из её символов стал комикс, вытесненный на обочину и долгие годы высмеиваемый коммунистической пропагандой. В 1957-1958 гг., на волне политической оттепели, было выпущено 98 номеров еженедельника для молодёжи «Приключение» ("Przygoda"). В нём был большой раздел с историями в картинках. Журнал был создан по образцу французского коммунистического журнала «Vaillant», который печатался в Польше.
Приключение (Przygoda)
1957
Перечислим наиболее значительных авторов, публиковавшихся в прессе в то время. Збигнев Ленгрен, автор цикла немых стрипов под названием Проф. Филютек (Prof. Filutek), которые с 1 февраля 1948 г. начали появляться на страницах краковского культурного еженедельника «Pазрез» ("Przekrój"). Серия печаталась до 2003 года и насчитывала более 2000 отрывков. Януш Криста, связавший себя с гданьской вечоркой «Вечер Побережья» ("Wieczór Wybrzeża"), с 1958 года начал публиковать на её страницах серии стрипов о приключениях Кайтка-Майтка, затем Кайтка и Кока, а также Кайтка и Кокоша. Автор комиксов Ежи Врублевский был многолетним сотрудником быдгощского «Вечернего ежедневника» ("Dziennik Wieczorny"). Хенрык Ежи Хмелевский (псевдоним «Papcio Chmiel»), был автором наиболее известной из своих серий Тытус, Ромек и А'Томек (Tytus, Romek i A'Tomek), опубликованной на страницах «Мир Молодых» ("Świat Młodych").
Наиболее значительные авторы, публиковавшиеся в прессе в то время:
Помимо детских комиксов, в Польской Народной Республике печатались преимущественно дидактические и пропагандистские комиксы. В них, в частности, восхвалялись партизаны-коммунисты и борцы рабочего движения. В 1968 г. начала печататься серия под названием Капитан Жбик (Kapitan Żbik) о приключениях сотрудника гражданской милиции. Это были криминальные комиксы, изданные с целью улучшения имиджа милиции. Само слово «комикс» все еще оставалось непопулярным, поэтому для целей серии его заменили термином «цветные тетради». До завершения Капитана Жбика в 1982 г. было выпущено 53 отрывка общим тиражом более 11 миллионов экземпляров. Тетради этой серии рисовали, среди других, Гжегож Росиньский, Богуслав Польх и Ежи Врублевский.
дидактические и пропагандистские комиксы
Капитан Клосс (Kapitan Kloss)
1971
В то время в Польше были популярны комиксы по известным и любимым телевизионным сериалам. Выделялись серии: Подземный фронт (Podziemny front) с рисунками Мечислава Висьневского и Ежи Врублевского, 9 отрывков, 1969-1972 гг., Приключения танкистов и собаки Шарика (Przygody pancernych i psa Szarika) с рисунками Шимона Кобылиньского, 3 отрывка в 1970-1971 гг., Капитан Клосс (Kapitan Kloss) с рисунками Мечислава Висьневского, 20 отрывков, 1971–1973 гг., а также Яносик (Janosik) с рисунками Ежи Скаржиньского, 6 отрывков в 1974 г.
комиксы по сериалам
Капитан Жбик (Kapitan Żbik)
1969
В 1976 г. на рынке появились два журнала комиксов: «Relax» и «Alfa». В «Relax» печатались исторические, фантастические, приключенческие и детские комиксы. Среди рисовальщиков были: Януш Криста, Тадеуш Барановский, Ежи Врублевский и Гжегож Росиньский, который с 1978 года опубликовал там Торгала по сценарию Жана Ван Хамме. Журнал издавался в 1976-1981 гг., вышел 31 номер. Немного другие темы поднимала «Alfa». Это был журнал, сочетающий комиксы с научной фантастикой и научно-популярной тематикой. В 1976-1985 гг. было выпущено 7 номеров, а самым значительным из публикующихся в нем карикатуристов был Росинский.
«Relax»
1977
журнал комиксов
В 80-х годах появились альбомные издания, в том числе формально новаторские Тадеуша Барановского, Каек и Кокош (Kajек i Kokosz) Януша Христы, Приключения Йонки, Йонека и Клекса (Przygоdy Jonki, Jonka i Kleksa) Шарлотты Павель и комиксов Ежи Врублевского. Тиражи достигали нескольких сотен тысяч экземпляров. В 1982 г. вмежемесячнике «Фантастика» ("Fantastyka") начала печататься серия Funky Koval сценаристов Мацея Паровского и Яцека Родека и карикатуриста Богуслава Польха. Это был комикс о приключениях космического детектива со множеством отсылок к сегодняшнему дню. Он быстро приобрел большую популярность, а серия и сегодня считается одной из самых важных польских серий.
одна из самых важных польский серий
Фантастика (Fantastyka)
1982
В «Фантастике» публиковались также произведения Гжегожа Росиньского и Збигнева Каспржака («Kas»). Интерес к комиксам был настолько велик, что в 1987 году это привело к созданию первого польского журнала для взрослых читателей «Комикс-Фантастика» ("Komiks-Fantastyka"). В 1990 г. он был преобразован в «Комикс» ("Komiks") и издавался до 1995 г. На его страницах появились важнейшие европейские и польские комиксы, в том числе вышеупомянутый Funky Koval и Yans Андре-Поля Дюшато и Гжегожа Росиньского. В последних шести номерах была опубликована серия Ведьмак (Wiedźmin), нарисованная Богуславом Польхом по сценарию Мацея Паровского поммотивам рассказов Анджея Сапковского.
Funky Koval
1987

большой интерес к комиксам
После падения коммунизма, во время политических, экономических и социальных преобразований, польские комиксы были вытеснены перепечатками американских и западноевропейских комиксов, которые раньше на рынке отсутствовали. В первой половине 90-х годов обанкротились почти все крупные издательства, публиковавшие произведения польских авторов. Польский комикс ушел в подполье, где развивался в достаточно необычной нише. Художники, лишенные мест издания, представляли свои работы на выставках или тиражировали их в технически несовершенных журналах, издаваемых за свой счёт. В 90-х г. комикс развивался в академиях изобразительных искусств и художественных школах среди молодых художников, которые, не будучи стеснёнными требованиями рынка и необходимостью приспосабливать свои устремления к требованиям коммерческих издательств, создавали в изобразительном плане необычайно изысканные, а в более широком смысле - высокохудожественные, комиксы.
польский комикс ушёл в подполье
Komiks Wiedzmin
1993
Среди самых известных рисовальщиков и творческих личностей того периода были Варшавянин Кшиштоф Гавронкевич, лодзянин Пшемыслав Трусьчинский и Ежи Озга из Кельце. Все они встретились на первом польском Конвенте создателей комиксов в келецком Дворце Зелинских в феврале 1991 г. Это было мероприятие, организованное двумя энтузиастами, Робертом Лысаком и упомянутым Ежи Озгой. Они пригласили в свой город группу молодых карикатуристов и критиков жанра. Вся компания в непринужденной обстановке обсудила ситуацию с комиксами в Польше. На фоне группы выделялись представители лодзинского сообщества, уже входившие в группу «Контур» ("Contur"). Они быстро выразили готовность организовать проведение второго Конвента в Лодзи. Так родилось событие, имеющее решающее значение для всего современного польского комикса, - лодзинский Национальный конвент создателей комиксов (Ogólnopolski Konwent Twórców Komiksu - ОКТК).

В 1999 году он был переименован в Национальный фестиваль комиксов, а в 2000 году - в Международный фестиваль комиксов, который с 2009 года функционирует как Международный фестиваль комиксов и игр. Второй конвент, как и первый в Лодзи, состоялся в сентябре 1991 года в лодзинском доме культуры, который только что открылся после долгих лет ремонта. Организатором выступила вышеупомянутая группа «Контур», объединившая выпускников лодзинского художественного лицея, а затем и студентов местной Академии изобразительных искусств. Одной из важнейших частей ОКТК был конкурс. В 1991 году был объявлен конкурс на «комикс в короткой форме». Его результаты на протяжении многих лет определяли тенденции в польском комиксе и служили трамплином для карьеры молодых создателей комиксов. В первом конкурсе выиграл Роберт Вага.
Национальный конвент создателей комиксов (Ogólnopolski Konwent Twórców Komiksu - ОКТК), плакат
1997
Во втором - Кшиштоф Гавронкевич, в третьем - Пшемыслав Трусьчинский, в четвёртом - Александра Чубек-Спанович, в пятом - Славомир Езерский... Это были художники, которые представляли разные подходы к комиксам. Гавронкевич в повести 1969 адаптировал дневники Славомира Роговского, используя классическую технику комиксов - рисунок пером. Трусьчинский блеснул экспериментальным Адом (Piekłо), подретушированным фотокомиксом, в котором он появился сам. Александра Чубек-Спанович была награждена за живописный Ночной город (Miasto nocą), а Славомир Езерский - за сказку О сокровище, которое чужим не далось (O skarbie, co się obcym nie dał), в которой он прекрасно соединил черный контур с акварельным цветом.

Гран-при ОКТК в своё время получали: Адриан Мадей, Томаш Лев Лесьняк, Кшиштоф Островский и Ежи Озга. В Лодзи также были награждены Олаф Цишак, Якуб Ребелка, Бенедикт Шнайдер и другие замечательные художники. В состав жюри конкурса вошли специалисты по комиксам из Польши и зарубежья: Войцех Бирек, Кая Саудек и Ежи Шилак. О том, как важна была эта награда, свидетельствует высказывание Пшемыслава Трусьчинского: «Это была огромная честь: награды, полученные в Лодзи в то время, определяли вашу известность, занимаемое положение даже больше, чем ваши реальные достижения. От этого конкурса зависело, как в течение года будет выглядеть панорама "рынка", а точнее среда авторов комиксов в Польше».
польские конвенты
AQQ
1996
Польский комикс развивался почти исключительно в альтернативном формате. После краха журнала „Комикс" и нескольких попыток издавать национальные журналы, такие как «Фан» ("Fan"), «Авантюра» ("Awantura"), «Супер Бум!» ("Super Boom!"), «Кельвин & Цельсий» ("Kelvin & Celsjusz"), на рынке остались только малотиражные журналы, в том числе «Время Комикса» ("Czas Komiksu") и «Комикс Форум» ("Komiks Forum"), а также такие журналы, как «KKK», «Мясо» ("Mięso"), некоторые из них со временем превратились в журналы «AQQ», «Ziniol» и др.. Работы польских авторов комиксов можно было увидеть в журналах, посвященных фантастике, и в прессе. Эпизодически выходили их альбомы. Очень активными были группы, клубы и ассоциации. Помимо лодзинского «Контура», выделялись студия Польский Комикс в Быдгощи и краковский Клуб комикса. Действовали сильные центры авторов и фанов комиксов в Варшаве, Вроцлаве, Познани, Труйместе, Верхней Силезии.
Авантюра (Awantura)
1990
В 2000 году в Польше наступил комиксный бум. Большая группа издателей почти одновременно сделала ставку на комикс. Рынок наводнился огромным количеством наименований как зарубежных, так и польских изданий. Польским рисовальщикам представилась возможность выхода со своими комиксами к широкой аудитории.

Появились антологии произведений, созданных в 90-е годы, новые журналы, альбомы и журналы комиксов, альбомы, серии. Комикс вошёл в стены художественных академий и галерей. Этому явлению стали посвящаться серьезные научные публикации. В течение следующих нескольких лет рынок нормализовался. Сегодня у польского читателя есть возможность познакомиться с предложениями многочисленных издательств, публикующих польские и зарубежные комиксы.
комиксный бум
«Ziniol»
2001
Если бы надо было указать на некий общий «тренд», который объединяет современных польских создателей комиксов и выделяет их на европейском фоне, это была бы склонность к художественному комиксу. Нежелание заниматься пустым развлечением. В отличие от более продвинутых западноевропейских и американских комиксов, польский комикс в течение многих лет развивался прежде всего как искусство, а не коммерческое увеселение.
«Ziniol»
2010

художественный комикс
BWA из Еленя-Гура уже много лет занимается продвижением комиксов. Мы являемся единственной галереей современного искусства в Польше, которая регулярно проводит выставки комиксов. Мы издаем альбомы и каталоги, организуем встречи с авторами, конференции и мастер-классы. Наши выставки были представлены во многих галереях и культурных учреждениях в Польше и за рубежом. Впервые мы реализуем проект в Москве. Приглашаем вас ознакомиться с нашим каталогом и принять участие в фестивале «КомМиссия»!
Komiks Forum
1994
История польского комикса
© 2022 КомМиссия
Copyright
© МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КОМИКСОВ «КОММИССИЯ», 2002–2022

© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи»

Почта
kommissia@rgub.ru

Дизайн
Веб-дизайн: Юлия Машкова
Иллюстрации: Ольга Марковская
Лого фестиваля: Наталья Кондратюк