ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, СПЕШИМ ПРЕДСТАВИТЬ ВАМ ШОРТ-ЛИСТ, КОТОРЫЙ НА СЕЙ РАЗ СОСТОИТ
ИЗ 106 ОТОБРАННЫХ РАБОТ
Московский международный фестиваль комиксов
Польский комикс на фестивале «КомМиссия» в Москве
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫДЕЛЕНА МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЗ ФОНДА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Куратор: Пётр Махлаевский.

Организатор проекта и издатель каталога: Galeria Sztuki BWA Jelenia Góra/ Галерея искусства BWA Еленя-Гура.

Соорганизаторы: КомМиссия — Московский международный фестиваль комиксов, Российская государственная библиотека для молодежи.

Художники: Тадеуш Барановский, Ежи Врублевский, Кшиштоф Гавронкевич, Эрнесто Гонзалес, Катажина Завадка „Zavka", Славомир Езерский, Береника Коломыцка, Томаш Лев Лесняк, Яцек Михальский, Якуб Ребелка, Гжегож Росиньский, Марцин Рустецкий, Михал Следзиньський, Войчех Стефанец, Томаш Томашевский, Рафал Томчак „Otoczak", Пшемыслав Трусьчинский „Trust", Яцек Фронсь, Януш Христ, Бенедикт Шнайдер.

Сценаристы: Rian Asars (Анжей Савицкий и Рышард Сиванович), Деннис Войда, Мацей Войтышко, Рафал Скражицкий, Мажена Сова, Павел Тимофеюк, Eжи Шилaк, Штыбор, Доминик Щесняк, Марцин Яблоньский, Гжегож Януш, Мацей Ясиньский.

Перевод: Надя Шелест.

Корректура: Елизавета Лазуткина.

Возрастное ограничение: 18+

Выставка состоялась в малом зале РГБМ с 5 марта по 14 мая 2021 года.
На протяжении вот уже сотен лет в живописи, скульптуре, графике, рисунке, сатирическом рисунке появляются произведения, напоминающие комикс, то есть такие, в которых истории рассказываются посредством изображения или комбинации изображения и текста.
Термин «комикс»
...формы, предваряющие современный «комикс», появились в середине XIX века. Среди предшественников следует упомянуть Артура Бартельса и Францишка Костршевского. Бартельс является автором трёх историй в картинках: Копигрош (Łapigrosz), созданной совместно с Циприаном Камилем Норвидом, Пан Эугениуш (Pan Eugeniusz) и Пан Атаназы – прогрессивный человек (Pan Atanazy, człowiek postępowy), все они были опубликованы в 1858 году в Париже Яном Вильчинским в серии гравюр под названием «Вильнюсские альбомы (Albumy wileńskie)».
?
Костшевский публиковался, вчастности, в варшавском «Иллюстрированном еженедельнике» ("Tygodnik Illustrowany").
В 1859году появилась его История единственного сына в 32 картинках (Historia jedynaczka w 32 obrazkach) по замыслу Леона Куницкого, а в 1860 году История единственной дочки в 22 картинках (Historia jedynaczki w 22 obrazkach). Рассказы о людях, избалованных в детстве.
В Польше...
Первым же польским комиксом считается Огнём и мечом, или Приключения безумного Гжеся — современная история (Ogniem i mieczem, czyli Przygody szalonego Grzesia — powieść współczesnа) авторства рисовальщика Камиля Мацкевича и сценариста Станислава Василевского (псевдоним Bury Jan), появившийся в 1919 году на страницах сатирическо-политического журнала «Щелбан» («Szczutek»), выходившего в Кракове, а затем во Львове. Как мы уже упоминали, истории, рассказанные с помощью слова и изображения, появились в Польше много раньше, но именно Гжесь был признан первым важным польским героем комиксов.
В стране, возродившейся после 123 лет разделов, история храброго солдата, сражавшегося на нескольких фронтах, приобрела множество сторонников и способствовала популяризации этой области искусства. Огнём и мечом был комиксом в европейской форме, то есть с текстом под кадрами. Всего 28 отрывков. В 2019 году мы отмечали 100-летие польских комиксов, так что с момента появления Гжеся прошел век.
Первый польский комикс
Очень сложно точно определить, чем является комикс. Его формальные границы подвижны. Термин «комикс» намного моложе самого комикса и даже комикса современного.
ПАРА СЛОВ ОТ КУРАТОРА
Наверное, самой популярной серией того времени были Приключения безработного Фронцка (Przygody Bezrobotnego Froncka) авторства Францишка Струзика. Комиксы в форме стрипов печатались от 1932 г. до начала войны на страницах катовицкой вечёрки «Семь грошей» ("Siedem groszy"). В 1935-1936 гг. вышли также три альбома. Главный герой Фронцек был жертвой экономического кризиса, который переживал удивительные приключения в родной Силезии и за границей.
Карусель (Karuzela)
1938
В довоенной Польше комиксы в основном печатались в прессе.

Зачастую в иллюстрированных приложениях. Иногда в отдельных книжечках.
К самым значительным иллюстрированным журналам того периода относятся: «Гжесь» ("Grześ") 1919-1920 гг., «Мир Приключений» ("Świat Przygód") 1935-1939 гг., «Газетка Мики» ("Gazetka Miki") 1938-1939 гг. и периодика лодзинского концерна Республика (Republika): «Карусель» ("Karuzela") 1936-1939 гг., «Странник» ("Wędrowiec") 1937-1939 гг., а также «Тарзан – еженедельник приключений и экзотических повестей» ("Tarzan - tygodnik przygód i powieści egzotycznych") 1937 г.
Среди популярных серий были также Приключения Вицка Булы в «раю» (Przygody Wicka Buły w "raju") анонимного автора, вероятнее всего Францишка Струзика, опубликованные в «Католическом Фронте» ("Front Katolicki"), и Хайль, Пиффке! (Heil Piffke!) Станислава Добжиньского и Ежи Больского, сатира на гитлеризм, напечатанная в «Иллюстрированном экспрессе» ("Express Ilustrowany"). Рассказ о приключениях эсэсовца Вильгельма Пиффке, который был воплощением отрицательных черт, приписываемых немцам.
Большой популярностью пользовались адресованные детям комиксы Корнеля Макушиньского и Марьяна Валентиновича: приключения Козлика Матолека – четыре тома вышли в 1932-1934 гг., и обезьянки Фики Мики – три тома напечатаны были в 1935-1936 гг., а также легендарная история Польши в двух томах в 1937-1938 гг.
Большинство комиксов, появлявшихся в прессе, были заграничными перепечатками. К самым популярным персонажам относились Пэт и Паташон, созданные по образцу датской серии Fyrtaarnet og Bivognens. Их нарисовал Вацлав Дроздовский. На польском рынке издавались в различных формах комиксы с приключениями американских героев, таких как Бетти Буп, Блонди, Флэш Гордон, Флип и Флап, Матт и Джефф, Попай, Принц Вэлиант, Супермен, Тарзан, а также комиксы Уолта Диснея и серии Bringing Up Father и The Katzenjammer Kids. Комиксы эти перед тем полонизировались, перерабатывались и даже перерисовывались.
Создатель альбомов комиксов Суета внутри кита (Na co dybie w wielorybie czubek nosa Eskimosa), Откуда берётся содовая (Skąd się bierze woda sodowa), Антресолька профессорка Нервосолька (Antresolka profesorka Nerwosolka), Путешествие на драконе Диплодоке (Podróż smokiem Diplodokiem), Как тётка Фру-Бэнц спасла мир от гибели (Jak ciotka Fru-Bęc uratowała świat od zagłady), История высосанная из сосульки (Historia wyssana z sopla lodu) по сценарию Жана Дюфо. Создатель популярных в Польше героев комиксов среди которых: Orient Men, Bąbelek и Kudłaczek, Profesor Nerwosolek и Entomologia Motylkowska, Praktyczny Pan и вампиров Szlurp и Burp.

В 70-х. сотрудничал с журналами «Миром Молодых» ("Świat Młodych"), «Relax» i «Вместе» ("Razem"). В 80-х. рисовал по сценариям Жана Дюфо и Мишеля де Бома для бельгийского журнала «Тинтин» ("Tintin"). В 1984–1990 гг. сотрудничал с Editions du Lombard. Проиллюстрировал один из четырех томов эксклюзивного издания песен Жака Бреля. Его работы включены в американскую антологию 1001 комикс, которые стоит прочесть перед смертью (1001 comics you must read before die) под редакцией Пола Граветта.

В 2007 г. награжден Серебряной медалью за заслуги перед культурой Gloria Artis.
Тадеуш Барановский
(1945 г.р.)
"Антресолька профессорка Нервосолька" (фрагменты).
Рисовальщик, живописец, график. Создатель комиксов. Выпускник факультета графики и живописи варшавской Академии изобразительных искусств.
Был рисовальщиком популярных серий, в том числе Бинио Билл (Binio Bill), Десятеро с Великой Земли (Dziesięciu z Wielkiej Ziemi), Капитан Жбик (Kapitan Żbik), Подземный фронт (Podziemny front), Польские путешественники (Polscy podróżnicy), Тайна золотого мачете (Tajemnica złotej maczety). Сотрудничал в том числе с журналом комиксов "Relax" и журналами «Карусель» ("Karuzela") и «Мир Молодых» ("Świat Młodych").

Принадлежал к числу самых популярных и плодовитых художников периода Польской Народной Республики. Опубликовал более 60 самостоятельных альбомов. Его комиксы достигли общего тиража около 14 миллионов экземпляров.
Ежи Врублевский
(1941–1991)
Бинио Билл против тройняшек Беннета (фрагмент).

Ремонт и цвет: Аркадиуш Салямоньский.
Создатель комиксов, рисовальщик и сценарист.
Создатель комиксов Буря (Burza) по сценарию Мацея Паровского, Achtung Zelig! по сценарию Кристиана Росинского/Розенберга, Микрополис (Mikropolis) и Табула раса (Tabula Rasa) по сценариям Денниса Войды, Хитроумное расследование Оттона и Ватсона (Przebiegłe dochodzenie Ottona i Watsona) и Квинтэссенция (Kwintesencja) по сценарию Гжегожа Януша и Восстание (Powstanie) по сценарию Мажены Совы, Стул в аду (Krzesło w piekle; антология, альбом сопутствующий выставке), Бенефицио (Beneficio) и Тропик Девы (Zwrotnik Panny; текст Михала Калицкого). Многолетний сотрудник ежемесячных журналов «Фантастика» ("Fantastyka") и «Новая Фантастика» ("Nowa Fantastyka").Двукратный обладатель Гран-при Международного фестиваля комиксов в Лодзи, в 1992 году за 1969 и в 2000 году за Микрополис. Стул в аду (Mikropolis. Krzesło w piekle) по сценарию Денниса Войды. Обладатель Гран-при конкурса Arte-Glénat за Сущность (Essenz) в 2003 году (совместно с Гжегожем Янушем), Приз Millepages BD (2005) и Приз Фестиваля комиксов в Везон-ла-Ромен (2006) за Achtung Zelig! (совместно с Кристианом Розенбергом). В 2006 году был номинирован в категории «дебют года» за Сущность (Essence) на Международном фестивале комиксов в Ангулеме.
Кшиштоф Гавронкевич
(1969 г.р.)
Киноман.
Художник: Кшиштоф Гавронкевич
Сценарий: Гжегож Януш.
Создатель комиксов. Закончил варшавский Художественный лицей, учился в варшавской Академии изобразительных искусств.
Микрополис.
Сценарий: Деннис Войда
Художник: Кшиштоф Гавронкевич.
Гжегож Януш
(1970 г.р.)
Писатель, сценарист. Выпускник Варшавского университета.
Автор сценариев для многих рисовальщиков, в том числе Яцка Фронся, Кшиштофа Гавронкевича, Эрнесто Гонзалеса, Береники Коломыцкой, Марцина Подольца и Пшемыслава Трусьчинского. Сотрудничает с журналом «Новая Фантастика» ("Nowa Fantastyka").

Лауреат наград: Гран-при на Международном фестивале комикса и игр в Лодзи за Яркую белизну (Ostra biel), рисунки Яцка Фронся, Гран-при Arte-Glénat зa Сущность (Essenz) в 2003 г., рисунки Кшиштофа Гавронкевича.
Деннис Войда
(1973 г.р.)
Рисовальщик, иллюстратор, сценарист. Выпускник варшавской Академии изобразительных искусств.
Создатель комикса 566 кадров (566 kadrów). Как сценарист сотрудничает с Томашем Львом Лесняком, Якубом Ребелкой, Себастьяном Скроболем и Пшемыславом Трусьчинским. Занимается рекламой и графическим дизайном, делает обложки для альбомов и книг.

Двукратный обладатель Гран-при Международного фестиваля комиксов в Лодзи. В 2000 году за Микрополис. Стул в аду (Mikropolis. Krzesło w piekle) и в 2001 году за Туфель панны Хофмокль (Pantofel panny Hofmokl; рисунки Кшиштофа Островского).
Автор веб-комикса Rroarr. Создатель образа Капитана Бзика. Рисовальщик комиксов: Бонтон (Bon Ton), Lekturnik, Прежде чем наступит день (Nim wstanie dzień). Сотрудничал со многими сценаристами, в том числе с Гжегожем Янушем, Рафалом Скаржицким и Павлом Тимофеюком. Вместе с Гжегожем Янушем выиграл в четвертом выпуске конкурса «Восстание'44 в комиксе» в 2010 году.
Эрнесто Гонзалес
(1973 г.р.)
Корчак. Биография в комиксах (фрагменты).

Сценарий: Павел Тимофеюк на основании Дневника Януша Корчака.
Иллюстратор, создатель комиксов. Выпускник ювелирного техникума в Варшаве.
Павел Тимофеюк
(1978 г.р.)
Издатель, сценарист и переводчик комиксов.
Выпускник отделения политологии Варшавского университета. Руководит издательством timof comics; президент Польской ассоциации комиксов, организатор фестиваля «Комиксная Варшава».

Как сценарист сотрудничал с Олексием Чебыкиным, Ольгой Лаврентьевой, Юлией Никитиной и Войчехом Стефаньцем.
Автор комиксов: Вон отсюда (Jazda stąd), Охотник (The Hunter), Змея (Wąż). Публиковалась в польских и зарубежных журналах и зинах, таких как «Мыло» ("Mydło"), «Поросята» ("Warchlaki"), «Ил» ("Szlam"), «Wobby Club», «Wayward Sisters» «Snuff Comix». Обладательница награды за лучшую графику в конкурсе на Международном фестивале комикса «Бумфест» в России в 2013 году и «Золотой Цыплёнок» в 2016 году, награды независимого комикса в категории рисовальщица за комикс Ненасытный Ясь и прожорливая Малгося (Głodny Jaś i żarłoczna Małgosia).
Катажина Завадка «Zavka»
Ненасытный Ясь и прожорливая Малгося (фрагмент).
Иллюстратор, создательница комиксов. Выпускница варшавской Академии изобразительных искусств.
Создатель серии комиксов Красавчик Прыг (Kic Przystojniak) по сценарию Радослава Клечинского, полнометражных комиксов: Великаны на острове (Olbrzymy na wyspie) по сценарию Мирослава Стецевича, Алиса в стране чудес (Alicja w krainie czarów) и Слишком долгая осень (Zbyt długa jesień) по сценарию Ежи Шилака, Миссионеры (Misjonarze) по сценарию Конрада Шолайского, а также многих короткометражных комиксов. Публикуется в прессе, в зинах и журналах, в том числе в «Комиксе – Фантастике» ("Komiks - Fantastyka"), «Фане» ("Fan"), «Супер Бум!» ("Super Boom!"), «AQQ», «Времени Комикса» ("Czas Komiksu"), «Комикс Форуме» ("Komiks Forum"), «Мире Комикса» ("Świat Komiksu").Обладатель Гран-при Национального конвента создателей комиксов в Лодзи в 1996 году за О сокровище, которое чужим не далось (O skarbie, co się obcym nie dał).
Славомир Езерский
(1963 г.р.)
Cлишком долгая осень (фрагмент).

Сценарий: Ежи Шилак.
Рисовальщик, график, иллюстратор. Создатель комиксов. Выпускник художественного лицея в Гдыне-Орлово.
Ежи Шилак
(1960 г.р.)
Профессор гуманитарных наук, связанный с Гданьским университетом. Теоретик литературы, киновед. Автор многих книг, в том числе трёхтомной Поэтики комикса (Poetyki komiksu).
Как сценарист сотрудничал с рисовальщиками комиксов, в том числе с Иоанной Карпович, Яцеком Михальским, Матеушем Скутником, Робертом Служалым, Александрой Спанович, Рафалом Шлапой и Войцехом Стефаньцем.
Автор серии комиксов Маленький лисёнок и Большой Кабан (Malutki Lisek i Wielki Dzik), а также комиксов Выродок (Wykolejeniec) по сценарию Гжегожа Януша и Дикий папоротник сегодня ночью (Tej nocy dzika paprotka) по сценарию Мажены Совы.

Ее работы публиковались в журналах, в том числе «Химера» ("Chimera"), «Прямо» ("Wprost"), «Тетради Комиксов» ("Zeszyty Komiksowe"), "Maszin", в антологиях: «В соседних кадрах – поляки и чехи о себе в комиксах» ("W sąsiednich kadrach – Polacy i Czesi o sobie w komiksie"), «44», «Польский женский комикс» ("Polski komiks kobiecy"), «Комикс в стихах» ("Komiks wierszem"), «City Stories», «Восстание '44 в комиксе» ("Powstanie '44 w komiksiе"), а также в школьных учебниках.

Обладатель Гран-при Международного фестиваля комиксов и игр в Лодзи в 2011 году за комикс О собаке, которая чувствовала себя человеком (O psie, który czuł się człowiekiem) по сценарию Михала Нарожника. Лауреат награды Польской ассоциации комиксов за лучший комикс для детей в 2017–2020 годах.

Ведёт мастер-классы комиксов для детей и взрослых в общественных центрах, библиотеках и школах.
Береника Коломыцка
(1983 г.р.)
Дикий папоротник сегодня ночью (фрагмент).

Сценарий: Мажена Сова.
Рисовальщица, скульптор, график. Выпускница отделения скульптуры Академии изобразительных искусств в Варшаве.
Мажена Сова
(1979 г.р.)
Сценаристка. Училась в Ягеллонском университете в Кракове и Университете Мишеля де Монтеня в Бордо.
Автор автобиографической серии Мажи (Marzi; рисунки Сильвиана Савойи), изданной бельгийским издательством Dupuis. Сценарист комиксов Не целуй кого хочешь (N'embrassez pas qui voulez; рисунки Сандрин Ревель), История о луке-порее, велосипеде, любви и других явлениях... (L'histoire de poireaux, de vélos, d'amour et autres phénomènes…; рисунки Од Солеяк), Восстание (Powstanie; рисунки Кшиштофа Гавронкевича).
Создатель, совместно со сценаристом Рафалом Скаржицким, персонажа Ежа Ежи, одного из самых популярных польских героев комиксов (на данный момент выпущено одиннадцать альбомов). Рисовальщик серии комиксов Тымек и Мастер (Tymek i Mistrz) в шести томах, Рассказы про отдыхающих как предупреждение читателям (Opowieści wakacyjne ku przestrodze czytelników), Эвзебиуш и Цезары (Euzebiusz i Cezary), Польша чемпионка Польши (Polska mistrzem Polski) и книг с элементами комиксов Эй, Ендрек! (Hej, Jędrek!) в трёх томах по сценариям Рафала Скаржицкого. Рисовальщик серии Цфеточки (Kfiatuszki) по сценариям Денниса Войды. Создатель фэнзина «Мясо» ("Mięso"). Публиковался в прессе и в важнейших польских журналах комиксов, в том числе в «AQQ», «Арене комикс» ("Arenа Komiks"), «Времени Комикса» ("Czas Komiksu"), «Продукт» ("Produkt") и в «Ziniol».

Был одним из режиссеров полнометражного анимационного фильма под названием Ёж Ежи (Jeż Jerzy; 2010). Также снял пилотную серию мультфильмов для детей по мотивам комиксов под названием Тымек и Мастер (Tymek i Mistrz).

Обладатель Гран-при Национального фестиваля комиксов в Лодзи в 1999 году за Ежа Ежи по сценарию Рафала Скаржицкого.
Томаш Лев Лесняк
(1977 г.р.)
Тимек и Мастер.

Сценарий: Рафал Скаржицкий.
Рисовальщик, создатель комиксов и анимационных фильмов. Выпускник графического отделения Европейской академии искусств в Варшаве.
Рафал Скаржицкий
(1979 г.р.)
Сценарист и писатель. Выпускник философского отделения Варшавского университета.
В основном сотрудничает с карикатуристом Томашем Львом Лесняком. Автор сценария комиксов В дебрях Африки (W pustyni i w puszczy) по роману Генрика Сенкевича, рисунки Веслава Дойлидко, Баллада об Эдварде (Ballada o Edwardzie), рисунки Якуба Ребелки. Публиковался в прессе и важнейших польских журналах комиксов.

Соавтор сценария полнометражного мультфильма под названием Ёж Ежи (Jeż Jerzy; 2010). Автор романа Teleznowelа (2009).

Вместе с Томашем Львом Лесняком выиграл Гран-при на Национальном фестивале комиксов в Лодзи в 1999 году за Ежа Ежи.
Автор комиксов: Мускулятор против д-ра Лисовского (Muskulator kontra dr. Lisowski), Рой (Roy), Загадка Метрополии (Zagadka Metropolii) по сценарию Мариуша Пётровского, Аврора (Aurora) по
сценарию Анджея Яницкого, Гражданин (Obywatel) по сценарию Ежи Шилака, Вот это – голова Франчака (Oto jest głowa Franczaka) по сценарию Витольда Ткачика, а также различных комиксов по сценариям Мацея Ясиньского. Публиковался в прессе и журналах, в том числе «AQQ», «Время Комикса» ("Czas Komiksu"), «Комикс Форум» ("Komiks Forum"), «Продукт» ("Produkt"), «Qriozum». Соучредитель Студии Komiks Polski и журнала "Авантюра" («Awantura»).
Яцек Михальский
(1964 г.р.)
Хелена Гроссувна. Никогда не теряй надежды (фрагмент).

Сценарий: Мацей Ясиньский.
Рисовальщик, создатель комиксов. Выпускник Лицея изобразительных искусств в Быдгощи.
Мацей Ясиньский
(1977 г.р.)
Сценарист и журналист.
Специализируется в компьютерных играх. Выпускник отделения политологии Университета Казимежа Великого в Быдгощи. Сотрудничал в числе других с рисовальщиками комиксов: Яцеком Пшибыльским, Петром Новацким, Яцеком Михальским, Кшиштофом Трыстулой и Кшиштофом Выжиковским.
Создатель комиксов Оскар (Oskar) по сценарию Бенедикта Шнайдера, Баллада об Эдварде (Ballada o Edwardzie) по сценарию Рафала Скаржицкого, Доктор Брайан (Doktor Bryan), Эстер и Клеменс. Три головы профессора Мури (Ester i Klemens. Trzy głowy profesora Muri), Dick4Dick. Гарем Зордакса (Dick4Dick. Harem Zordaxa), Элемент хаоса (Element chaosu, artbook), Город собак (Miasto psów) по сценарию Йохана Радомского, Namesake по сценарию Стива Орландо, Иуда (Judasz) по сценарию Джеффа Ловенесса. Создатель обложек для издательства Marvel Comics. Публиковался в прессе и в важнейших польских журналах комиксов, в том числе во «AQQ» и «Времени Комикса» ("Czas Komiksu").

Создатель картин, живописных серий, фресок и муралей. Художник-аниматор игры Ведьмак 2: Убийцы королей (Wiedźmin 2: Zabójcy królów).

Неоднократно награждался на Национальном конвенте создателей комиксов в Лодзи. Двукратный обладатель малого Гран-при для авторов до 16 лет и первого места в 2000 году за комикс Оскар. Твоя тень (Oskar. Twój cień) по сценарию Бенедикта Шнайдера.
Якуб Ребелька
(1981 г.р.)
Hiro Reborn (фрагмент).

Сценарий: Штыбор.
Живописец, рисовальщик, создатель комиксов. Выпускник гданьской Академии изобразительных искусств.
Штыбор
(1986 г.р.)
Сценарист комиксов и кинофильмов. Изучал африканистику, англистику, журналистику и сценаристику.
Автор сценариев для многих рисовальщиков, в том числе для Олафа Цишака, Петра Новацкого, Якуба Ребелки, Ивана Шаврина и Войцеха Стефаньца. Публиковался в прессе, зинах и журналах комиксов.

Лауреат многих наград Международного фестиваля комиксов и игр в Лодзи, в том числе первой премии в 2009 году за комикс Beneath the Sky с рисунками Андрея Ткаленко. Лауреат фестивалей комиксов в Нидерландах, Италии, Македонии и Сербии.
Кикимора.

Сценарий: Деннис Войда.
Один из важнейших европейских создателей комиксов. Был рисовальщиком серий, популярных в Польской Народной Республике Капитан Жбик (Kapitan Żbik), Легендарная История Польши (Legendarna historia Polski), Пилот вертолёта (Pilot śmigłowca) а также арт-директором журнала комиксов «Relax». В 1978 году выехал в Бельгию, где начал сотрудничать со сценаристом Жаном Ван Хамме. Совместно они создали серию Торгал (Thorgal), а также комиксы Шинкель (Szninkiel) и Western (Вестерн). Росинский был также художником серий Янс (Yans), по сценарию Андре-Поля Дюшато, Жалоба Утраченных земель (Skarga Utraconych Ziem) по сценарию Жана Дюфо и Месть графа Скарбека (Zemsta hrabiego Skarbka) по сценарию Ива Сента.

Росинский был отмечен Офицеским Крестом Возрождения Польши, признанным за выдающиеся художественные достижения и заслуги для польской культуры, медалью Gloria Artis и орденом Леопольда II.
Гжегож Росиньский
(1941 г.р.)
Самое долгое путешествие (фрагмент).

Сценарий: Rian Asars (Анджей Савицкий и Рышард Сиванович).
Рисовальщик, живописец. Выпускник варшавской Академии изобразительных искусств.
В 1981 году прервал учебу в торговой рекламе и выехал в Лондон. В 1991 году занял должность главного редактора в издательстве TM-Semic, работая в котором внедрил в Польшу американский комикс супергероя (Marvel, DC, Image, Dark Horse…). Издательство в 90-х годах главенствовало на польском рынке комикса.

Соучредитель датского издательства G Floy Studio, польским отделом которого является Mucha Comics.

С 2012 года работает как график, рисует и издает альбомы комиксов совместно с Домиником Щесьняком.
Марцин Рустецкий
(1959 г.р.)
Хуйло. Решение (фрагмент).

Сценарий: Доминик Щесняк.
Рисовальщик, график, издатель комиксов.
Доминик Щесняк
(1986 г.р.)
Рисовальщик и сценарист. Критик и фельетонист, исследователь андеграундного комикса. Выпускник Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине по специальности культурология.
Создатель комиксов GadKaszmatka и Червячки (Robaczki). Сценарист серии комиксов: Земля Херцога (Kraina Herzoga; рисунки Хуберта Ронка), Дом скорби (Dom Żałoby; рисунки разных авторов), Fotostory (рисунки Рафала Трейниса), Люблин в графическом романе (Lublin w powieści graficznej; рисунки Мацея Палки), Ксёндз (Ksionz; рисунки Марчина Рустецкого).

Соучредитель и главный редактор журнала комиксов «Ziniol». Публиковался в прессе, антологиях, зинах и журналах комиксов, в том числе в «AQQ», «KKK» и «Тетрадях Комиксов» ("Zeszyty Komiksowe").

Двукратный обладатель награды Международного фестиваля комиксов и игр в Лодзи. В 2011 году за комикс Ровно в полдень (W samo południe; рисунки Кшиштофа Малэцкого) и в 2013 году за комикс Господин тут не стоял (Pan tu nie stał; рисунки Катажины Бабис). Лауреат награды Золотого Цыпленка за творчество в целом.
Соавтор и главный редактор журналов комиксов «Продукт» ("Produkt") и «P Lux» а также зина «Асбест» ("Azbest"). Автор серии комиксов: Вкратце (Na szybko spisane), Жилой комплекс Свобода (Osiedle Swoboda), Комикс для журнала Pixel (KDP), Красный пингвин должен умереть! (Czerwony Pingwin musi umrzeć!), Семейные ценности (Wartości rodzinne), Фидо и Мэль (Fido i Mel), Strange Years.

Участвовал в продукции мультфильмов, игр и рекламных роликов. Сотрудничал среди прочих с журналами, посвещёнными компьютерным играм, такими как «Secret Service», «Мир Компьютерных Игр» ("Świat Gier Komputerowych"), а также «Pixel».
Михал Следзинский
(1978 г.р.)
Красный пингвин должен умереть! (фрагмент)
Рисовальщик, сценарист, создатель комиксов и мультфильмов. Выпускник лицея изобразительных искусств в Быдгощи. Учился в Академии изобразительных искусств в Познани.
Создатель комиксов Альвеум (Alveum), Дом скорби (Dom żałoby) по сценарию Доминика Щесняка, Подтяжки (Szelki) по сценарию Ежи Шилака, Люди, которые не пачкают себе руки (Ludzie, którzy nie brudzą sobie rąk), Властитель (Mocarz), Уважаемый (Szanowny) по сценарию Бартоша Штыбора, серия комиксов для прессы Истории с Балтийского моря (Opowieści znad Bałtyku) и тетралогия Бардо Bardo по сценарию Даниэля Одии. Создатель короткометражных комиксов по сценариям, в том числе Павла Тимофеюка. Публиковался в прессе, а также в зинах и журналах комиксов, в том числе в «Ziniol». Создатель плакатов, обложек для книг и дисков.

Лауреат наград Польской ассоциации комиксов: «Для лучшего рисовальщика» в 2011, 2015 и 2020 годах; «За лучший польский комикс» в 2013 году за Нуар (Noir) по сценарию Лукаша Богача и в 2015 году за Вернись ко мне, ещё раз (Wróć do mnie, jeszcze raz) по сценарию Бартоша Штыбора.
Войчех Стефанец
(1980 г.р.)
Вернись ко мне, ещё раз (фрагменты).

Сценарий: Штыбор.
Рисовальщик, живописец, создатель комиксов. Закончил Поморскую Академию в Слупске по специальности «художественное образование».
Создатель комиксов Popman, Papier Chaos, Cупер Ясь (Super Jasio) по сценарию Петра Кобуляка. Печатался в прессе, зинах и журналах комиксов, в том числе в «Комиксе» ("Komiks"), «Супер Бум!» ("Super Boom!"), «Комикс Форуме» ("Komiks Forum"), «Мире Комикса» ("Świat Komiksu"). Соучредитель и редактор журнала «Арена Комикс» ("Arena Komiks"). Создатель книжных иллюстраций.

Двукратно награждался на Национальном конвенте создателей комиксов в Лодзи в 1992 и в 1993 годах. Соучредитель ассоциации творцов «Контур» ("Contur").
Томаш Томашевский
(1968 г.р.)
Самые важные в мире слова. Сценарий: Мацей Войтышко.
Рисовальщик, создатель комиксов, иллюстратор. Выпускник лодзинского художественного лицея и Лодзинской государственной высшей школы изобразительных искусств.
Создатель комиксов Popman, Papier Chaos, Cупер Ясь (Super Jasio) по сценарию Петра Кобуляка. Печатался в прессе, зинах и журналах комиксов, в том числе в «Комиксе» ("Komiks"), «Супер Бум!» ("Super Boom!"), «Комикс Форуме» ("Komiks Forum"), «Мире Комикса» ("Świat Komiksu"). Соучредитель и редактор журнала «Арена Комикс» ("Arena Komiks"). Создатель книжных иллюстраций.

Двукратно награждался на Национальном конвенте создателей комиксов в Лодзи в 1992 и в 1993 годах. Соучредитель ассоциации творцов «Контур» ("Contur").
Рафал Томчак «Otoczak»
(1968 г.р.)
Самые важные в мире слова. Сценарий: Мацей Войтышко.
Рисовальщик, создатель комиксов, иллюстратор. Выпускник лодзинского художественного лицея и Лодзинской государственной высшей школы изобразительных искусств.
Создатель комиксов Четвёртейшая РП. Антисписок Презерватора (Najczwartsza RP. Antylista Prezerwatora) по сценарию Тобиаша Пёнтковского, Между тем (Tymczasem) по сценарию Гжегожа Януша, Труст – История болезни (Trust – Historia choroby, антология), Труст (Trust, альбом). Иллюстратор трех серий интервью в форме комиксов по сценариям Томаша Квасьневского и Алекса Клося под названием Комикс В-ва (Komiks W-wa), Мужская музыка (Męska muzyka) и Марсиане на Венере (Marsjanie na Wenus). Создатель нескольких сотен короткометражных комиксов. Сотрудничал с крупнейшими польскими сценаристами, в том числе с Радославом Клечиньским, Томашем Колодзейчаком, Мацеем Паровским, Рафалом Скаржицким и Деннисом Войдой. Создатель тысяч иллюстраций к прозаическим текстам для статей в прессе, рисунков к сценографиям для телевидения и театра, графических проектов для компьютерных игр, в том числе персонажа Геральта для первой части Ведьмака. В 2020 году вышел его альбом под названием Андзя.

Популяризатор комиксов и аниматор культуры. Соучредитель и многолетний вице-президент Ассоциации творцов «Контур» ("Contur").

Обладатель Гран-при Национального конвента создателей комиксов в Лодзи в 1993 году за Пекло (Piekło). В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед польской культурой». В 2013 году награжден президентом Польши Брониславом Коморовским Серебряным Крестом Заслуги «За вклад в развитие культуры, за бережное отношение к памяти о новейшей истории Польши».
Пшемыслав Трусьчинский «Тrust»
(1970 г.р.)
Покорение Луны.

Сценарий: Марцин Яблоньский.

Демоны. Сценарий: Павел Тимофеюк.
Карикатурист, иллюстратор. Выпускник лодзкого Художественного лицея, учился в Лодзком университете и Академии изобразительных искусств в Лодзи.
Создатель комиксов: Глинно (Glinno), Положение (Stan), Плоцкая трагедия (Tragedyja Płocka) по сценарию Гжегожа Януша, Совершенно не ностальгия. Мемуар (Totalnie nie nostalgia. Memuar) по сценарию Ванды Хагедорн и нескольких десятков короткометражных комиксов. Публиковался в прессе и журналах комиксов, в том числе в «AQQ», «Арене Комикс» ("Arena Komiks") и «Мире Комикса» ("Świat Komiksu").

Обладатель Приза Alph-Art Jeunes Talents на Международном фестивале комиксов в Ангулеме в 2001 году за Утку (Kaczka). Обладатель Гран-при Международного фестиваля комиксов и игр в Лодзи в 2009 году за Яркую белизну (Ostra biel) по сценарию Гжегожа Януша.
Яцек Фронсь
(1977 г.р.)
Плоцкая трагедия (фрагмент).

Сценарий: Гжегож Януш.
Рисовальщик, иллюстратор, график, живописец. Перкуссионист. Выпускник Академии изобразительных искусств в Лодзи по специальности графика и живопись. Стипендиат министра культуры и национального наследия Польши.
Создатель серии комиксов: Кайтек и Коко (Kajtek i Kokо), Кайко и Кокош (Kajko i Kokosz), Гуцек и Рох (Gucek i Roch), Сказки для взрослых (Bajki dla dorosłych) и других. Один из самых популярных и плодовитых польских авторов периода Польской Народной Республики.

Создал в общей сложности более 4700 комикс-стрипов, 700 скетчей и большое количество иллюстраций. Издал несколько десятков альбомов комиксов общим тиражом более 10 миллионов экземпляров. Его комиксы по-прежнему очень популярны в Польше и регулярно переиздаются издательством Egmont Polska.

В 2007 году награжден серебряной медалью за заслуги в культуре Gloria Artis.
Януш Христа
(1934–2008)
Кайко и Кокош.
Чудесное лекарство (фрагмент).
Создатель комиксов, рисовальщик и сценарист. По образованию экономист.
Создатель комиксов Дифенбах (Diefenbach), Дифенбах. Сейчас наступит рассвет (Diefenbach. Zaraz wzejdzie świt), Syn и нескольких десятков короткометражных комиксов. Создатель сценариев к серии Оскар (Oskar), рисунки Якуб Ребелька. Публиковался в прессе и журналах комиксов, в том числе в «AQQ», «Новой Фантастике» ("Nowa Fantastyka"), «Фениксе» ("Fenix"), «Времени Комикса» ("Czas Komiksu"), «Арене Комикс» ("Arena Komiks"), «KKK», «AARGH!» (Чехия).

Работает как рисовальщик, графический дизайнер и режиссер анимаций для игр (в том числе Это моя война, Воин Тени 2, Ведьмак 2, Ведьмак 3, Киберпанк 2077). Арт-директор, концепт-художник и соавтор игры Разрушитель.

Двукратный обладатель первой премии Международного фестиваля комиксов в Лодзи в 1999 году за комикс Хильдскьяльф (Hildskjalf) и в 2000 году за Оскар. Твоя тень (Oskar. Twój cień) вместе с Якубом Ребелькой. Получил серебряную награду KTR'2013 за анимационный трейлер к игре Это моя война.
Бенедикт Шнайдер
(1982 г.р.)
Syn (фрагменты)
Рисовальщик и сценарист, график, иллюстратор. Выпускник лодзинской Академии изобразительных искусств.
Партнёры
Выставка организована при поддержке:
© 2023 КомМиссия
Copyright
© МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КОМИКСОВ «КОММИССИЯ», 2002–2023

© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи»

Почта
kommissia@rgub.ru

Дизайн
Веб-дизайн: Юлия Машкова
Иллюстрации: Ольга Марковская
Лого фестиваля: Наталья Кондратюк