На протяжении вот уже сотен лет в живописи, скульптуре, графике, рисунке, сатирическом рисунке появляются произведения, напоминающие комикс, то есть такие, в которых истории рассказываются посредством изображения или комбинации изображения и текста.
...формы, предваряющие современный «комикс», появились в середине XIX века. Среди предшественников следует упомянуть Артура Бартельса и Францишка Костршевского. Бартельс является автором трёх историй в картинках: Копигрош (Łapigrosz), созданной совместно с Циприаном Камилем Норвидом, Пан Эугениуш (Pan Eugeniusz) и Пан Атаназы – прогрессивный человек (Pan Atanazy, człowiek postępowy), все они были опубликованы в 1858 году в Париже Яном Вильчинским в серии гравюр под названием «Вильнюсские альбомы (Albumy wileńskie)».
Костшевский публиковался, вчастности, в варшавском «Иллюстрированном еженедельнике» ("Tygodnik Illustrowany").
В 1859году появилась его История единственного сына в 32 картинках (Historia jedynaczka w 32 obrazkach) по замыслу Леона Куницкого, а в 1860 году История единственной дочки в 22 картинках (Historia jedynaczki w 22 obrazkach). Рассказы о людях, избалованных в детстве.
Первым же польским комиксом считается Огнём и мечом, или Приключения безумного Гжеся — современная история (Ogniem i mieczem, czyli Przygody szalonego Grzesia — powieść współczesnа) авторства рисовальщика Камиля Мацкевича и сценариста Станислава Василевского (псевдоним Bury Jan), появившийся в 1919 году на страницах сатирическо-политического журнала «Щелбан» («Szczutek»), выходившего в Кракове, а затем во Львове. Как мы уже упоминали, истории, рассказанные с помощью слова и изображения, появились в Польше много раньше, но именно Гжесь был признан первым важным польским героем комиксов.
В стране, возродившейся после 123 лет разделов, история храброго солдата, сражавшегося на нескольких фронтах, приобрела множество сторонников и способствовала популяризации этой области искусства. Огнём и мечом был комиксом в европейской форме, то есть с текстом под кадрами. Всего 28 отрывков. В 2019 году мы отмечали 100-летие польских комиксов, так что с момента появления Гжеся прошел век.
Очень сложно точно определить, чем является комикс. Его формальные границы подвижны. Термин «комикс» намного моложе самого комикса и даже комикса современного.
Наверное, самой популярной серией того времени были Приключения безработного Фронцка (Przygody Bezrobotnego Froncka) авторства Францишка Струзика. Комиксы в форме стрипов печатались от 1932 г. до начала войны на страницах катовицкой вечёрки «Семь грошей» ("Siedem groszy"). В 1935-1936 гг. вышли также три альбома. Главный герой Фронцек был жертвой экономического кризиса, который переживал удивительные приключения в родной Силезии и за границей.
В довоенной Польше комиксы в основном печатались в прессе.
Зачастую в иллюстрированных приложениях. Иногда в отдельных книжечках.
К самым значительным иллюстрированным журналам того периода относятся: «Гжесь» ("Grześ") 1919-1920 гг., «Мир Приключений» ("Świat Przygód") 1935-1939 гг., «Газетка Мики» ("Gazetka Miki") 1938-1939 гг. и периодика лодзинского концерна Республика (Republika): «Карусель» ("Karuzela") 1936-1939 гг., «Странник» ("Wędrowiec") 1937-1939 гг., а также «Тарзан – еженедельник приключений и экзотических повестей» ("Tarzan - tygodnik przygód i powieści egzotycznych") 1937 г.
Среди популярных серий были также Приключения Вицка Булы в «раю» (Przygody Wicka Buły w "raju") анонимного автора, вероятнее всего Францишка Струзика, опубликованные в «Католическом Фронте» ("Front Katolicki"), и Хайль, Пиффке! (Heil Piffke!) Станислава Добжиньского и Ежи Больского, сатира на гитлеризм, напечатанная в «Иллюстрированном экспрессе» ("Express Ilustrowany"). Рассказ о приключениях эсэсовца Вильгельма Пиффке, который был воплощением отрицательных черт, приписываемых немцам.
Большой популярностью пользовались адресованные детям комиксы Корнеля Макушиньского и Марьяна Валентиновича: приключения Козлика Матолека – четыре тома вышли в 1932-1934 гг., и обезьянки Фики Мики – три тома напечатаны были в 1935-1936 гг., а также легендарная история Польши в двух томах в 1937-1938 гг.
Большинство комиксов, появлявшихся в прессе, были заграничными перепечатками. К самым популярным персонажам относились Пэт и Паташон, созданные по образцу датской серии Fyrtaarnet og Bivognens. Их нарисовал Вацлав Дроздовский. На польском рынке издавались в различных формах комиксы с приключениями американских героев, таких как Бетти Буп, Блонди, Флэш Гордон, Флип и Флап, Матт и Джефф, Попай, Принц Вэлиант, Супермен, Тарзан, а также комиксы Уолта Диснея и серии Bringing Up Father и The Katzenjammer Kids. Комиксы эти перед тем полонизировались, перерабатывались и даже перерисовывались.